Эта статья о том, как я выбирал и покупал фототехнику, взгляд со стороны коммерческого профессионального фотографа. Более того, я даже продавал фототехнику, было это давненько, 2008-2009 года, тогда фото.ру был не просто сайтом, а гигантской сетью розничных магазинов фотоаппаратуры. В этой сети я проработал чуть меньше года, время даром не терял — стал соавтором и сораспространителем мифов о «розовой зеркалке» и «кнопке сфотографировать красиво», стал почетным участником и экспертом разгорающегося холивара «Никон vs Кенон», причем периодически участвовал с разных фронтов.

Тогда.

«Золотой век» цифрофотографии, фотографы гребли бабло лопатой, за полгода любительскую зеркалку апгрейдили до топовой модели со «святой троицей» (светосильные зумы 14-24, 24-70, 70-200); мой первый! коммерческий заказ принес 2000 зелени (верните меня туда).
Зеркалка с шестью мегапикселями считалась вполне профессиональной, только появились монстры с 12 МП типа Никон Д300, Сони наконец купила Минольту и выпустила А100, а в воздухе «витали ожидания» полнокадровой камеры.

Сейчас.

Активно делится рынок на узкий профессиональный, где еще платят деньги за качественные и художественные фото единицам, и любительский, со средней стоимостью фотосессии в 1500 руб. В дальнейшем разделение будет еще больше. Уже переход из любительского сегмента в профи почти не возможен, а дальше развитие технологий, в том числе смартфонов, и уменьшение оплаты труда фотографам уничтожат любительский сегмент.
На рынке фотоуслуг просят 24 МП и выше, полный кадр является преимуществом при трудоустройстве. Зарплата 40 000 — 50 000 руб. в месяц в Москве (таксистам или ремонтникам телефонов обещают в два раза больше), стоимость проф. камеры от 150 000 до 400 000 руб.

Купил, я значит, в те далекие годы, продвинутый любительский Никон д70с. Почему его — уже не помню, и хоть была мыльница Кенон, которая нравилась всем, почему то выбрал Никон. Не скажу, что это был осознанный и взвешенный выбор.
Передо мной стояла цель освоить все это дело. На работе случился кризис, и я решил пойти поработать продавцом в фотомагазин, там спокойно почитать инструкции, подержать в руках все оборудование. В сеть фото.ру взяли сразу, так как был опыт в торговле, а на вопросы о фототехнике я показывал свой продвинутый (любительский) Никон. Там для меня открылось много нового, и следующей покупкой стал самый дешевый фикс 50 мм/1.8.

Снимок на полтинник Никон 50/1.8

Полтинник Никон 50/1.8

Я абсолютно убежден до сих пор, что фикс полтинник — один из самых необходимых объективов. Он приятен, легок, дает хорошую картинку даже в самой бюджетной версии. С ним начинаешь по другому смотреть на композицию. В общем — это шаг вперед.
Следующее, что я купил — это вспышка SB800. Невозможно заниматься светописью без источника света, а репортажная вспышка — самый удобный источник. Я думал над студийным моноблоком, но с ним связаны определенные неудобства — вес, размер, сеть 220. С покупки вспышки началась моя карьера фотографа и первые заказы.
Что хочу заметить — помимо художественного света и дополнительного освещения, вспышка убирает недостатки оптики. Так, для съемок в студии разница в оптике будет минимальной, на первом месте стоит свет. И если в съемке на пленэре разница между фиксом и зумом явно заметна, то в студии эта разница будет незначительной.

Съемка со вспышкой.

Еще, перепробовав все на свете, я купил штатив. И до сих пор им пользуюсь. Что он дает, помимо удобства курить рядом с работающим фотоаппаратом? Штатив превращает шесть мегапикселей в 24МП. Правильно экспонированный пейзаж на тот самый 50/1.8 и шесть мп я смело распечатываю размером 30х45 см без малейших дефектов, размытий и нечеткостей. Вот так работает штатив.

Пейзаж без штатива

Пейзаж со штативом

Еще много интересного я узнал за время работы продавцом фототехники. Так, профессиональные фотографы не участвуют в извечном холиваре Никон-Кенон, а часто пользуются и тем, и другим и еще какую-нибудь Сони с собой таскают. В общем-то экспопару никто не отменял, а из рава тянутся любые цвета. Конечно, разница в фотоаппаратах есть, но для профи она незначительна и вторична, особенно учитывая гибкость настроек техники профессионального уровня. Чаще всего у профи на выбор влияет цена комплекта под какую-то конкретную задачу: так свадебный набор будет дешевле у Кенона, чем у Никона. А для печати больших плакатов надо максимум пикселей, в результате профи меняли системы каждые полгода в день выхода камеры с большим числом пикселей.
Превратившись из продавца в фотографа, я, к сожалению, пробыл фотографом недолго (по семейным обстоятельствам) и сливок собрать не успел. По прошествии нескольких лет я снова вернулся в фотографию и ужаснулся. Рынок фотоуслуг разрушен демпингом любителей, непрофессионализмом бомбил и непритязательностью заказчиков. Заказчики как не разбирались в фотографии, так и не разбираются. До сих пор меня просят распечатать плакат с одно-мегапиксельного телефона либо сфотографировать полную дрянь. Ну, про это поною в другой раз, в этот раз о фототехнике.
Вообще, правы те, кто говорит, что профессиональная техника не особо то лучше любительской. Разница есть, но она никогда не будет пропорциональна цене. То есть улучшение технической части на 10% в деньгах будет выражаться в три раза. Подробнее об этом дальше.

Как я покупал второй фотоаппарат.

Вернувшись в фотографию, я достаточно быстро понял, что вся моя фототехника морально устарела, более того, меня начал мучить мандраж за фотоаппарат. Камере уже десять лет, и летала и плавала, и в дождь и в снег, и пробег уже огромный. Я всерьез боялся за работоспособность фотика. Решил, сначала заработаю, потом куплю.
А еще я совсем не понимаю нынешних молодых фотографов. Увидел вакансию на детской площадке рядом с домой, пошел общаться, благо на своего ребенка извел значительную часть ресурса затвора. Пришел раньше всех, приходит работающий фотограф, молодой парень, вроде адекватный, и как начал доставать фотик — новенький Марк с элькой, — и вспышку Ниссин. Чувак, ты потратил 100 штук на фотик, и недобрал пятерик на вспышку? Если у вас есть сомнения насчет ниссина, то вот вам правда — все родные вспышки работают с камерами лучше неродных, я перетестил все — сигму, метц и китай. В ручном режиме без разницы, но в фотоаппаратах есть, и хорошо работает, ТТЛ, креативное освещение и, часто, дистанционное управление. С аналогами это все работает в разы хуже, если вообще работает. Ну да ладно, глядя на его набор, у меня появилась надежда, которая быстро испарилась. Вчера он заработал 900 рублей, позавчера еще меньше. На вопрос: — Что ты будешь делать, если фотик накроется? — я увидел панику в его глазах. Ему месяц работать только на ремонт фотоаппарата.

Никон д70с и старая сигма 18-200

Сходил еще в «Останкино медиа групп» школьников поснимать, забавная контора. На стажировке помимо основного фотографа была еще девочка с высшим образованием фотографа! Она позиционировала себя как профессионального репортера, но потом слилась, и выяснилось, что кроме детских площадок нигде не снимала. В школе она с трудом выдержала полтора часа и сказала, что это не ее. В общем, образ современного фотографа в моих глазах стал превращаться в нечто унылое. С «Останкино» у меня не сложилось по причине пикселей, а их оплата труда не подразумевает апгрейд камеры.
Ну да ладно, заказчики появлялись, а мандраж за фотоаппарат только усиливался, особенно с моим фанатизмом делать по паре тысяч кадров за фотосессию. И решил я купить еще один фотик. Полез в интернет читать о новинках и технологиях. Читал, читал, вроде фантастика сплошная, разве что к звездам не летим. Напомню, мой д70 был выпущен в 2005 году, рабочее ИСО 200-400, далее неприемлемый шум, скорость три кадра в секунду. Начитавшись, пошел тестить новые камеры. Новые фотоаппараты приятно быстрые, снимают видео, экран огромный, но на высоких ИСО все равно шумят, от мегапикселей толку почти никакого, только микросмазы прятать уменьшением размера. В остальном все то же самое, что было десять лет назад.
Разумеется, я не стал смотреть дорогие камеры, по бюджеткам прошелся. Вообще, дорогая камера не принесет дополнительного дохода и клиентов не найдет. Если мой клиент интересуется камерой, то я просто называю марку, и добавляю, что если есть конкретные пожелания, то могу взять в прокат «за недорого» любую камеру любой системы. В общем, никому это не надо, ни разу до проката не доехал.
Я так понимаю, что прокат фототехники существует для любителей. Для профи экономика не сходится. Если у меня фотосессия стоит 5 000 руб., то пользоваться прокатом дорого, если 20 000 руб. и более, то я куплю любую камеру. В результате получается, что прокатом профи пользуются в редких случаях.
Разочаровавшись в современной бюджетной фототехнике (ведь задача проф фотографа заработать денег, а не потратить), я стал анализировать свои фотографии, искать способ улучшить их кардинально. Одна из главных бед Москвы, выплывающая на снимках — нехватка света. Мне часто приходится фотографировать в темных помещениях, вечером после захода солнца. И конечно, самое очевидное решение — покупка света, а не смена камеры. К тому моменту я уже имел выносную вспышку со шнуром. Плюсы шнура перед радио-передатчиком: цена 500 руб., вся автоматика работает в штатном режиме как на камере, вспышку можно вешать на шею, не нужны дополнительные батарейки для передатчика. Недостатки шнура: не очень удобно — шнур дает дополнительную нагрузку на руку, вспышку не вынесешь дальше расстояния шнура. В любом случае, вспышка, вынесенная на полметра в бок, дает гораздо более красивый рисунок, чем установленная на камере, даже если светишь от потолка или от себя. Если кто не знает — фотограф, одетый в белое — прекрасный софтбокс )).

Вспышка убирает тень в контровом свете.

В результате купил еще вспышку, стойка и зонтик у меня нашлись в дальнем углу. Купил на авито, одну из самых дешевых, предварительно узнав стоимость ремонта. Расчет прост: три б/у вспышки обойдутся дешевле одной новой, и еще на ремонт останется. Естественно, родную Никоновскую, поддерживающую CLS (никоновская фишка, встроенная в камеры и многие вспышки, позволяет дистанционно управлять десятком совместимых вспышек в автоматическом и ручном режимах с внесением поправок без всяких радио передатчиков, Сони тоже такое сделали). Картинка сразу стала лучше, начиная от простого — бросил вспышку в дальнем темном углу и там стало светло, — и продолжая хитрыми схемами освещения, самая удобная из которых для меня (для репортажа), когда вспышка на камере поднимает общую освещенность, чаще от потолка, а вторая сбоку на стойке для красивой светотени. Вот так я решил вопрос за 5000 руб. (4000 вспышка+1000 аккумуляторы) с отсутствием недешевого стабилизатора, забыл (и забил окончательно) про ИСО, и улучшил картинку.
Но мандраж-то остался. В тот момент я решил, что если с моим фотоаппаратом что-то случается, то просто срочно покупаю любой фотик того же класса, разумеется самый дешевый и б/у. К слову, если работаешь фотографом, то можешь фотографировать любым фотоаппаратом, но перейти на технику классом ниже будет страшным мучением. Аналогию можно провести с машинами, или как перестать спать на кровати и перебраться на кресло. Привычных функций будет не хватать, любимых кнопочек нет.
Затрону вопрос покупки нового оборудования и б/у. Конечно, покупать новое лучше, правильней и приятней. До тех пор, пока это не начинает ударять по карману или перестает вписываться в бизнес модель. Также не стоит переоценивать, равно как и недооценивать, важность правильного технического оснащения, соответствующего задачам. Напомню, что на фотостоках берут изображения даже с телефонов, оценивая его содержание и качество исполнения.
Так, парень на детской площадке мог бы обойтись набором фототехники в пять — семь раз дешевле с абсолютно тем же результатом. А для серьезной съемки его набора окажется недостаточно, результат — напрасная трата денег. Для изготовления магнитиков выше крыши камеры с 3-4 МП самого начального уровня, и любой объектив. Большинство работает с китовым, и результат тот же. Хотя я с удовольствием бы поставил эксперимент по влиянию на продажи магнитов навыков в фотосъемке и разницу в техническом оснащении. Хотя склонен верить написанному в объявлениях: главный навык — умение продавать.
Если вы покупаете для души, то, конечно, только новое, чтобы не было как в анекдоте про фальшивые елочные игрушки: красивые, блестят, а радости не приносят. Если для работы — то главное, чтобы работало. Поэтому оценка для профи идет по соотношению цены на новое и б/у, риска выхода из строя и цены ремонта.
Покупка б/у техники представляет некоторые проблемы, значительное количество продавцов скрывают недостатки, или откровенно обманывают. Объективы часто в ужасном состоянии, с огромным количеством грязи внутри, разболтанные до безобразия. Камеры ушатаны по самое небалуйся и выглядят полным хламом.
На что смотреть при покупке б/у камеры. Во первых на класс фотоаппарата. Так, любительскую зеркалку покупать гораздо спокойнее. Мала вероятность, что какой-либо фотограф сделает любительской камерой 100 000 кадров. История о том, что купил, немного поснимал и убрал в шкаф — самая распространенная, и я могу назвать пару человек, которые поступили именно так. Пробег таких камер от 10 000 до 40 000 кадров, внешнее состояние близко к новому. Покупать можно довольно смело, выбор техники очень большой.
Такой истории не бывает с фотоаппаратами проф уровня. Очень редко профессиональная камера оказывается в руках фотографа-любителя. Конечно, и такое бывает, когда человек, увлеченный фотографией, покупает серьезную камеру. Обычно такой человек не стеснен в деньгах, но встретить такое предложение — редкость.

Съемка с двумя вспышками. Дневной свет из окна справа, вспышка на камере в потолок, вспышка слева и немного сзади дает основной рисунок. Все вспышки в TTL режиме с поправками по ситуации.

На вторичном рынке есть две основные категории источников проф техники. Первая — фотографы, гоняющиеся за новинками в связи со спецификой работы. Обычно не обманывают, внешне камеры в хорошем состоянии, цена вполне приемлема. Особенность — надо быть готовым к замене затвора и других подвижных механизмов. Эти ребята делают за год по миллиону кадров, обычно честно говорят пробег и когда чинили/меняли затвор. Чаще всего такие камеры продаются после одного-двух ремонтов и с пробегом в полмиллиона. Хороший вариант купить современную камеру дешево.
Вторая категория — фотографы, которым не зашло. Бросили фотографировать или поменяли систему. Так, например, бомбилам по школам или свадебщикам иметь две системы бессмысленно. Девчонки бросают тяжелые Марки и Никоны в пользу беззеркалок. В целом можно поймать аппарат в хорошем состоянии по приемлемой цене.
Мошенники. В профессиональной технике меняется и чинится все — кнопки, затвор, резинки. Осторожно относитесь к объявлениям о продаже старого фотоаппарата в идеальном состоянии, особенно если цена сильно выше всего этого ремонта. Цена должна быть адекватна рынку. Также не стоит смотреть на технику с повреждениями и потертостями корпуса — это свидетельствует либо о крайне небрежной эксплуатации, либо о восстановлении ушатанной техники. Могут всплыть любые неприятные сюрпризы и нестандартный ремонт.
Относитесь к покупке б/у камеры, как к покупке б/у авто. Надежный продавец, хороший внешний вид, износ всех деталей — резинок, кнопок и корпуса соответствуют заявленному продавцом износу. Так половину объявлений я отсеял как мошенников, глядя на кнопки фотоаппарата. Часто заявлен маленький пробег, а износ кнопок — как на аппарате с огромным пробегом.
Кстати, производители фототехники не дают гарантии на пробег, гарантия идет как на всю технику — по времени. Пробег — условный показатель, выведенный из тестов производителя.
Однажды я купил неплохой объектив за 1000 руб. — штатник от пленочной камеры 28-85мм, он несколько лучше китового на цифре конструктивом. Девочка-фотограф ушатала пленочный Никон, а объектив остался. Мой расчет был прост — любой никоновский рабочий объектив стоит дороже. В целом покупка сомнительна, так как аналогичных стекол у меня хватает. Главный ее плюс — мало кто знает о существовании этого объектива, и в беседе очень удобно его вспоминать, выдавая за что угодно. А еще он серебряного цвета.
Кстати, если есть необходимость в полном кадре пару раз в год, то стоит купить пленочный аппарат, он раз в десять дешевле цифрового.
Недолго я нервничал и переживал за фотик. Случилось чудо — мне дали денег на апгрейд фототехники, не много, всего 60 000 руб.

Как я покупал объектив.

Став обладателем значительной суммы на покупку фототехники, я было собрался купить новый фотоаппарат. Но вовремя вспомнил поговорку «фотограф покупает объектив, а на сдачу камеру».
Интересовала меня в первую очередь классная картинка. Особенно для портретов. Первым делом я отбросил всю оптику, на которую не хватало денег. Выбор, в целом остался небольшой. И вдруг решил привлечь к вопросу стороннего специалиста. Даже не фотографа — художника и дизайнера, мало знакомого с фототехникой. Чтобы услышать мнение человека, не отягощенного количеством мегапикселей.
Организовать это оказалось не сложно, на известном сайте «радоджива» я открыл фотоснимки со всех доступных мне объективов (хороший сайт, ведет его фотограф, который перетестил почти весь Никон и выложил это в сеть. Еще там ссылки на индусов-контрабандистов фототехники). И эти картинки я показал художнику.
К слову, зачем профессиональному фотографу профессиональный объектив. Недавно мне довелось делать заказ сувенирной продукции для известной московской медицинской организации. Большой, хороший заказ на печать на кружках. Мой ретушер, обрабатывая фотографии, матерился, что опять прислали фото, сделанные на плохой телефон, а я считал, не будет ли выгодней съездить и перефотографировать всех сотрудников. Открыв эксиф, я потерял дар речи. Там значилось Никон д4с и объектив 24-70/2.8 (это новый флагман от Никон и лучший зум). Мне захотелось приехать туда и убить тамошнего фотографа этим аппаратом.
Проф оптика — это гарантия надежности, уверенный статус и имидж, удобство работы. Конструктив профессиональной оптики в разы лучше бюджетной. И не говорите клиентам, что фотографируете «бокиной», «тамроном» или «сигмой», хоть конторы серьезные, но мало кто об этом знает.
Конечно, изображение на дорогом объективе лучше, чем на дешевом. Но нужно оно в большей степени для души, и для конкуренции на высоком уровне. На бытовом уровне мало кто заметит разницу, и уж тем более будет готов оплатить эту разницу.

Никон 85 мм 1.8G

Качественная оптика экономит фотографу деньги, как бы ни парадоксально это звучало. Если вы делаете по тысяче кадров в день, то исправление огрех объектива превратится в сущее мучение, или выльется в копеечку, если использовать труд наемного ретушера. Поэтому при большом количестве съемок выгодней использовать хороший объектив и экономить на обработке фотографий время и деньги.
Что же выбрал мой художник. По набору картинок сразу был выбран портретный фикс 135дс (но на него денег не хватало), следом 105дс, далее 85г, остальное было оценено на порядок ниже: 85д, 50г1/4, 50д1/4. Были исключены для портретов все макро объективы, бюджетные и средне бюджетные зумы. Я, конечно, хотел 105дс, но на него денег тоже не хватило, пришлось бы убираться в ноль, а мне нужна была сдача на камеру.
Позже я провел такой же тест на все бюджетные зумы Никона. Результат — были выделены два объектива 16-85 и 18-70 как нечто лучшее, чем все остальное.
Я уже давно склонялся к 85 мм, но к версии Д, версию Г я до этого не видел. Разница между ними большая, Д версия дает красивую картинку, но очень пестрое боке, излишне резкое. Новая Г версия объектива дает значительно более мягкую и нежную картинку. Единственное преимущество Д версии — старый конструктив с диафрагменным кольцом (а надо ли оно) и приемлемая цена на вторичном рынке.
Новой Г версии 85 объектива на вторичке не оказалось. Купил новый за почти 30 000 руб. Уже прошла пара месяцев, а я все еще склонен считать это самой правильной, удачной, и приятной покупкой из всей купленной фототехники, так он мне нравится.

Объектив Никон 18-70 мм

Как я купил фотоаппарат.

Осталось у меня около 30 000 руб. на новую камеру. Выбор оказался невелик. Новая любительская бюджетка, морально устаревший Д7000 или Д7100 (продвинутый любительский) в состоянии нового или почти нового, или что-то серьезнее на вторичке.
Как я уже писал, переходить на класс ниже — страшное мученье, да и работать таким аппаратом ужасно, все руки себе сломаешь. Продвинутый любительский Д 7000, как и его продолжение, не произвели на меня никакого впечатления. Да, быстрее. Да, пикселей больше. Шумит меньше. А толку от всего этого. У меня вспышка не успевает перезаряжаться и на три кадра в секунду, зачем камера быстрее? Пикселей больше, это хорошо, но больше, чем А4 я очень редко печатаю, а 6МП для этого в общем хватает. Любимый говносрач «что меньше шумит» при наличии двух вспышек неактуален. Запрет на съемку со вспышкой из тех мест, где я бывал, встречается в церкви, но можно договориться и разрешат, и в музее «Царицыно», но тамошнюю тетеньку можно уболтать. В любом случае, если свет говно, то никакая чувствительность матрицы не сделает красиво. Вспышка поможет сделать.
Из б/у фототехники я присматривался к Д300с и полнокадровой Д700 по 12 МП каждая. Они вписывались в бюджет. Д700 в нижней ценовой категории оказались полным хламом, а в нормальном состоянии сильно переоцененным. Цена приближалась к свежим Д800 с 36 МП (Д700 — 35-40тр., Д800 — 40-50 тр.). Оставьте себе эту прекрасную камеру и наслаждайтесь ее обладанием.
Почему б/у, а не новую, но попроще и современней. Есть большая и очень большая разница в классах фототехники. Принципиальные отличия — проф класс сделан для работы, все работает быстро, слаженно, качественно. Все работает на результат. В любительском классе тоже много всего хорошего, но он никогда не будет настолько хорош, как проф класс. Производитель этого не допустит. Не все кнопочки поставит, некоторые функции обрежет, многие настройки не добавит. Так, в проф классе почти все кнопки программируются под то или иное действие.
Еще оказалось, что профессиональная техника Никон несколько по-другому формирует изображение, чем любительская. И если разница в формировании изображения между моим Д70с и Д7100 отсутствует (с них картинка одинаковая и легко узнаваемая), то картинка с Д300 и Д700 сильно выделяется в лучшую сторону.
Хочу высказаться на тему кропа и фуллфрейма. Я глубоко убежден, что значение полного кадра сильно преувеличено. Конечно, на матрицу падает больше света и это хорошо. Но мы-то знаем, что и кроп, и полный кадр относятся к малоформаткам, и не видать им ни динамического диапазона, ни цветопередачи среднего формата. На деле разница между полным кадром и кропом больше всего ощущается при кадрировании будущего снимка, да и большинство оптики сделано под полный кадр. Мне часто не хватает угла обзора на кропе, приходится отходить дальше от человека, а это не всегда удобно или возможно.

Репортажный портрет на Никон 85/1.8G

У кропа есть пара преимуществ. Это увеличение расстояния до объекта съемки, актуальное для спортивных фотографов. И увеличение глубины резкости вследствие увеличения расстояния до объекта.
Убедившись в неадекватности вторичного рынка с Д700, я стал искать Д300с в хорошем состоянии. Большинство объявлений оказались хламом, это было видно на фотографиях. Куча разбитых фотоаппаратов или ушатанных до слез с реальным пробегом в два миллиона кадров. Но довольно быстро я нашел подходящее объявление, и на первой же встрече купил камеру за 18 000 руб. Очень доволен. Замечательная камера, особенно за эти деньги.
На оставшиеся деньги купил еще зум 18-70 за 5 000 руб., он действительно лучший зум из бюджетных. Но вот с его покупкой я намучился, несколько раз встречался с разными продавцами, и каждый раз ужасался. Внутри объектива была тонна грязи и пыли, в одном случае она даже пересыпалась между линзами.
У Никона Д300С нашлась и пара недостатков. Во-первых, немного продавленный джойстик управления, работает только с усилием. Это недостаток б/у техники. Еще он странно шумит на низких ИСО в тенях, но не цифровой кашей, как младшие модели, а скорее пленочной зернистостью. Хотя, возможно, это результат программной обработки теней. Надо попробовать ее отключить. На стоки эти фотографии прошли, да и не критично. Еще для меня оказалось непривычным расположение переключателя фокусировки, поначалу я все время задевал его рукой. Но в целом очень доволен покупкой, как и мой ретушер.
С покупкой нового объектива и камеры мои фотографии стали лучше. Я выжимал из своего старого фотоаппарата все, и понял это только с покупкой нового. Улучшение техники выразилось в большем количестве удачных снимков и меньшей пост обработке. Ну и удовольствие от новой техники.
Хочу добавить про продажу и покупку б/у фототехники. Во-первых, цена должна быть адекватна рынку. На цену не должно влиять то, сколько владелец потратил на нее изначально. Всем все равно, сколько было переплачено за новую модель. Есть спрос, и есть предложения, и это в совокупности формирует рынок. Цена должна быть адекватна рынку, хотите продать быстрее — снижайте цену.
Во вторых актуальность. Хорошие объективы не меняются десятилетиями и крайне мало подвержены удешевлению из-за выхода новых моделей. Поэтому стоимость хорошего объектива зависит от износа и востребованности, а также насыщенности рынка. Так, купленный мной 85Г будет стоить на вторичке довольно дорого, немного ниже стоимости нового. А мой старый 18-200 производства Сигмы никому не нужен, стабилизатора нет, картинка так себе, поэтому продать его проблема даже за 6 000 руб.
А вот фотоаппараты подвержены устареванию очень быстро, особенно любительские модели. Новинки профессиональной фототехники выпускаются редко, поэтому проф класс остается актуальным дольше. Да и спрос на них выше. Ведь профессиональный фотограф может покупать б/у технику без страха. Способен отличить изношенную от работоспособной, да и готов к ремонту.
Большинство любителей, особенно новичков, на покупку б/у фотоаппарата не согласятся из страха, неопытности, и непонимания фототехники. И подвинуть новичка на покупку б/у фотоаппарата может только очень выгодное предложение, либо участие знакомого специалиста. В результате любительская фототехника очень сильно дешевеет (опять же этому способствует мегапиксельный маркетинг), и можно приобрести очень достойный фотик за смешные деньги. Я встречал очень выгодные предложения, когда комплект объектив и любительский фотоаппарат продавали чуть дороже стоимости объектива.
Ну и главное — это спрос. Некоторые вещи никому не нужны, другие востребованы. Оборот недорогой качественной оптики очень высок, по типу 50/1.4, 85/1.8, а также популярные зумы начального профессионального уровня. В то же время очень дорогая оптика продается редко, спрос низкий, а дешевой оптики бывает навалом. Выводы делайте сами. Да пребудет с вами светосила.